Власть и народ

Представления социальных низов о государственном и общественном устройстве представляют собой важную тему для исследования. В них в иногда ясно,иногда завуалированно находили свое воплощение самые искренние чаяния народа. Целью исследования можно считать раскрытие многовариантности общественно-социальных устремлений и вместе с тем их утопичность. Общественно-политические воззрения народных масс важны для исследования также и потому, что дают возможность понять некоторые черты мировоззрения народа того времени, что в свою очередь проявлялась в социальных лозунгах, выдвигаемых народом в его многочисленных крестьянских восстаниях, помогает понять источники такого небезынтересного явления русской действительности как самозванчество. 

Власть и народ

Власть и народ

Наиболее весомый вклад в изучение данной темы внесли такие исследователи как Бабкин Д.С., Валлич Э.И., Камкин А.В., Клибанов А.И., Курмачева М.Д., Чистов К.В.

Д.С.Бабкин в своей статье «Русская потаенная социальная утопия XVIII века» проводит источниковедческий анализ , а также публикацию такого важного источника как «Благовесть». Он выделяет важнейшие социальные преобразования, представленные в этом источнике, а также высказывает несколько важных мыслей, связанных с авторством этого уникального источника, сравнительно мало исследуемого в отечественной истоиографии.
Э.И.Валлич в главе «Из истории радикальной утопической мыслив России конца XVIII века в книге История социалистических учений существенно дополняет Д.С.Бабкина, предлагая несколько новых мыслей о личности автора этого уникального памятника социальной утопии, о его социальных и политических взглядах(в т.ч.оспаривая некоторые тезисы Д.С.Бабкина по отношению к идентификации социально-утопических сочинений, приписываемых Еленскому, а также отражению в них старообрядческих взглядов последнего), а также проводя более полную, на наш взгляд, характеристику планов социального переустройства, описанных в этом памятнике.
Камкин А.В. в своей статье Правосознание государственных крестьян второй половины XVII века проводит исследование уровня правосознания государственных крестьян той эпохи.Он сумел показать. Что «все известные законодательные нормы пропускались сквозь призму крестьянских интересов, и их оценка зависела от того, насколько они соответствовали потребностям развития деревни»стр 172 На примерах сумев показать, насколько важное место в представлениях государственных крестьян той эпохи занимала ориентация на нормы обычного права.основываясь на этом исследовании. Можно выдвинуть предположение о степени важности для формирования крестьянских воззрений к социально-политической реальности той эпохи каких-то устоявшихся идеалов социально-общественной направленности, присущих крестьянству той эпохи.
Особо стоит выделить работу А.И.Клибанова, явившейся во многом ключевой по исследуемой теме.В его монографии дана исчерпывающая характеристика важнейших социально-утопических легенд XVIII столетия, где проводится их анализ как источника по общественно-политическим воззрениям социальных низов той эпохи.Стоит отметить, что в работе также показана роль релизиозного мировосприятия в формировании этих идеалов. Автор в своей монографии народная социальная утопия в России XVIII века проводит характеристику таких легенд, как легенда о Беловодье, легенда о Китеж-граде, «Повесть о исчезнувшем граде».
М.Д.Курмачева в своей монографии Крепостная интеллигенция России (вторая половина XVIII-XIX веков) выявляет отношение различных представителей оной к реалиям русской исторической действительности той эпохи.Также она дает характеристику взглядам И. Тревогина на идеальное социально-политическое устройство, уделяя немало места его биографии проводит публикацию его отдельных сочинений.
К.В.Чистов в своей монографии Русские народные социально-утопические легенды XVII-XVIII веков сообщает обширные сведения о легенде о Беловодье, городе Игната и другим легендам.
Источниками для работы послужили социально-утопические легенды 18 века, различные планы социально-государственного устройства, представленных в сочинениях Тревогина, Еленского, представителей «демократической» интеллигенции, где представления социальных низов о государственном и общественном устройстве нашли свое наиболее полное и законченное выражение.


3.Социальные утопии крестьянства. Исследование социально-политического идеала, заключенного в этих утопиях
движение за возврат в старую веру, начавшееся среди нерусского населения Поволжья, возникло и развивалось как протест против насильственной христианизации или как результат служителей нехристианских религий»Денисов П.В.Религиозные верования чуваш.Чебоксары, 1959.стр ?
И апелляция к старой вере, и формы ее отстаивания совсем не случайно имеют параллели в соответствующих религиозных движениях русского и нерусского народов при всех остающихся различиях. Объект идеализации-отношения свободной крестьянской общины, противопоставленные крепостничеству, был общим.
А)Миграционные Беловодье, Китеж град, Повесть о сыне, город Игната. 
.
Вступление к названного типа утопиям
Как показал В.Л. Комарович, непосредственно в бегунской среде в 80-х-90-х XVIII в., значит, весьма, вероятно, еже при жизни Евфимия, оформляется «Повесть и взыскание о граде Китеже» Лишь немного позже, на стыке XVIII XVX веков появляется родственная китежской «Легенда о Беловодье» В « Легенде о Беловодье» тем более в китежской, мы не найдем позитивного аспекта социальных идей Евфимия
Историческая жизнь социального идеала, круг его популярности обусловлен был как раз неопределенностью конкретных характеристик: определенным было лишь то, что обетованная земля – называлась ли она Китежем, или Беловодье, или городом Игната – представлялась землей без зла. Это была земля Правды, а что понятие Правды выступало в народном сознании как социальное и даже конкретизировалось – это уже было предметом нашего исследования1Клибанов стр 218
Послание от отца к сыну
«Послание от отца к сыну», датированное 1702 годом и порожденное староверческим движением « Пишу вам аз, родители мои, о сем, что вы хощете поминать меня и псалтырь говорить друга моего советнаго заставливаете. И вы о сем перестаньте: аз еще жив; придет смерть, тогда я вам ведомость пришлю, ныне же сего не творите». Итак, без вести пропавший сын, его оплакивают, но напрасно, и вот как сложилась его судьба: « Аз живу в земном царствии, с отцы святыми, в месте покойнее, По истине, родители мои, царство земное.» Что же представляет собой царство земное, в котором пребывает радостно потерянный родителями сын: « И покой, и тишина, и веселие, и радость духовная, а не телесная»Святые отцы, в обществе которых находится молодой человек, столь святы, что « едва нощь придет, тогда от уст их молитва видима, яко столбы пламенные со искрами огненные, и яко от месяца и звезд велий не токмо месту оному свет, но и всей стране оной свет, яко молния»Где же эта страна, это чудесное царство земное? Оно невидимо глазу непосвященного, его жителей бог 2покры их невидимо дланью своей». Можно ли все – таки увидеть это царство? Можно. И стать насельником его можно. Дело за тем, что народ, населяющих земное царство, – это народ святых, совершенных. Ему досталось это земное царство ценой разрыва с существующим миром и его «богатством временным». Наступление тысячелетнего царства Христова предваряется созданием земного царства, в котором собираются те, кто первыми войдет в Царствие Христа. В новое земное царство сын зовет не только своих физических родителей и жену; насельник нового земного царства призывает в него всех отцов, матерей, жен. Он бросает укор тем, кто кого сам оставил ради земного царства.1Клибанов стр190

Китеж.
Как монастырь(он же царствие земное) из «Послания к отцу от сына» скрыт невидимою дланью от недостойных, так и «..иже на конец века сего чудо явися невидим град бысть, якоже и в прежняя времена было много монастырей невидима быша…и сей град большой Китеж невидим бысть и покровен рукою божиею… Она повесть и взыскание об сокровенном граде. Она зовет человека с «нераздвоенным умом и верою неизменной», бесповоротно решившего стать насельником Китежа и идти в него, обещая «благоутишное пристанище» 1 Комарович стр170
Не только сам путь в Китеж град сопряжен с испытаниями: пребывание в нем благоутишно, однако молочные реки с кисельными берегами в нем не тек. Напротив, пребывание в Китеже связано с риском «гладом умрети» и «многа скорби претерпети». Его искатели однако знают, что, Китеж имеет сторонников, Еще пребывающих в вавилонском пленении, однако сам Господь направит спасительным путем в Китеж, другие пусть ждут: «извещение придет ему из града того». И что бы не ожидало взыскующего града или уже взыскавшего его, он может быть уверен, что его порыв к свободе « по божественному писанию рассудится», что на путях испытания «стопы его вся изочтены и записаны будут ангелом» Его ждет небесная награда, но в полное противоречие церкви, сулившей небесное вознаграждение за земную покорность, в Китеже небесное вознаграждение сулили тем, кто не был покорен на земеле.. Люди, взыскующие града, отрекались от мира не ради неба, а ради мира, унося в сердцах боль за растоптанную насилием растоптанную землю. Они « печалуют день и нощь ” «об отступлении нашем всего государства и московского, яко антихрист царствует в нем».
Беловодье
Чистов показал, а Покровский подтвердил, что практика крестьянской колонизации Бухтарминской долины, где поселенцы прожили вне досягаемости крепостнического государства, без повинностей. Податей, рекрутчины, организованные на артельных началах, с самодеятельными формами управления и суда, что эта практика и послужила формированию Легенды о Беловодье.1Клибанов стр 219
Повествование ведется от имени самовидца, некоего марка из Пустозерской обители. Начинается повествование с изложения маршрута, который ведет из Москвы в страну беловодье, расположенной на семидесяти больших и малых островах в окияне-море, омывающем берега «опоньского» государства. Называются имена «странноприимцев», проживающих в районе Красноярска и на Восток от него. Они помогут найти» проход Китайским государством» в « Опоньское государство».
Беловодье, по словам описателя, образовалось в результате заселения его беглецами из России, искавшего « древняго благочестия православного священства». Сюда же стекались беглецы из западных стран, спасавшиеся от преследования католической церкви. Лиц, приходящих в Беловодье из России, перекрещивают по правилам бегунского ритуала. 
Беловодье характеризуется как земное царство с идеальным строем общественных отношений, совершенными нормами морали и изобилием благ земных. « В тамошних местах тяжбы и воровства и прочих противных закону не бывает. Светского суда не имеют; управляют народы и всех людей духовные власти. Там древа равны с высочайшими древами….И всякие земные плоды бывают; родится виноград и сорочинское пшено…у них злата и серебра несть числа, драгоценного камня и бисера драгого весьма много»Попутно сообщаются и следующие, небезынтересные сведения о Беловодье: «а оные опонцы в землю свою никого не пущают, и войны ни с кем не имеют: отдаленная их страна».

Б)Социальные утопии различного религиозного толка: духовные христиане, сочинения старца Евфимия 
Старец Евфимий
Стр.207Идейным ключом сочинения Евфимия является представление о приходе в мир Антихриста, предтечею которого назван Никон, а самим антихристом Петр и последующие императоры. Суть антихристова мира заключается в следующем – « при описи раздроби народ на разные чины и расположи дань подушную, потом же и землю размежевав и купечествующих отдели, … и сим разделением яко язычников содея, друг на друга ратоборствовати, межи яко бо чуждым землям устави, аже комуждо глаголати свое: Сей же глагол Иоанн Златоуст проклятый и скверный нарицает глагол: мое от диавола, рече, введеся; вся вам общая сотворил бог» Антихристовым в пределе названы раздробление народа, обложение подушной податью, введение частной собственности на землю. Размежевание земель соответствует раздроблению народа. Предполагается, что в доантихристовы времена мироустройство основывалось на общей собственности и единстве народа. Как выясняется. Источником хаоса, бедствий, распада, разложения нравов, словом. Окончательного падения, является частная собственность; увеличение ее не имеет иных путей, кроме насилия, порабощения и взаимной вражды людей: « отняли же, тако удержаны врагом человецы при имениях своих, яко же мравия неусыпно тщание возымеша,как большая собрати и сего ради оттоле начаша бывати обманы, неправыя меры, неистовые весы, и во всякую вещь неудобные примесы; родишася божбы и клятвы, жаждальства имения, ненависть, зависть, вражда и драки и междууусобныя брани до свирепства, обиды да грабительств, все сие онаго ради запрещения и разделения: кому оный император надели много, кому мало, иному же ничего не дав, токмо единорукоделие имети повеле». 
Правомерно заключить, что положительный социальный идеал Евфимия состоял в утверждении общежития людей. Основанного на равном пользовании землей, водами, лесами, всеми дарами природы; общежития людей без какого либо их разделения на чины, сословия. Классы, без браней, обид, вражды, словом, общества, не знающих никаких межей, имущественных и социальных. Евфимий писал: «Зверь же антихрист наречется тело его всех отступников знаменует бытии, по подобию тела Христова, якоже тело Христово, все правовернии люди нарицаются». С этого начинает Евфимий свое рассуждение о предержащих гражданских и духовных властях. Два тела, Антихристово и Христово, в составляющих эти тела людях, два мира противостояи один другому. Тело Антихристово на три части делится: « на образы, тела демонстии и трупы мертвые; образ зверин является гражданская власть, у ней же все человецы в покорстве состоят, …Телеса демонская яве духовная власть изначала разумеется…, яко да проповедят всем яко велик царь явися со славою се бо телеса демонская в проповедницах его заключишася, зане демони видом черни суть. Мертвая же трупия весь общи народ оказуется: зане во время царства Антихристова повсюду по Вселенной будут трупия мертвых лежати, рече св. Евфрем» О составе тела Христова, Евфремий, к сожалению, не пишет. Полагаем, что тело Христово не подразделялось Евфимием на части, а мыслилось им как единый народ, но отвергнувший тело антихристово, и возглавляемый самим Христом. Все тексты Св. писания, требовавшие повиновения властям. Евфимий объявил относящимися к властям языческим, а не к современным ему, иначе антихристовым властям: « Разумейте, любимицы неприличность к сему времени повестей лжеправедныхИ требованию покорности властям на основании Св. Писания Евфимий противопоставил авторитеты святых, которые « на брань побуждают:сице бо кто слышится силен бытии да борется с Сатаною. « по св. Кириллу Иерус еще кто достигнет времен после 1766 года на брань с самим диаволом даже до 20го пришествия Христа, глаголет бо: кто слышится силен бытии, да борется с сатаною, не ослабляя церковных жил, страшливии же да бегают» 
Мы узнаем в «Цветнике» Евфимия мысли его современников в далекой Сибири, Чаусских крестьян – староверов. В письме, подписанном 81 чаусским крестьянином, читаем:» А ныне как духовные, так и земские власти не по избранию святого духа поставляются, злата ради. Того ради они нарицаются от бесов, а не от бога. Того ради нынешняя власть во всех жестоки, гневливы, наглы, яры, нестройны, страшны, ненавистны, мерски, некротки, мучители и лукавы»1Покровский Н.Н К изучению памятников протеста крестьян-старообрядцев Западной Сибири середины XVIII века // Бахрушинские чтения .Новосибирск, 1971.Вып.2 
Чаусские староверы писали обо всем духовном чине господствующей церкви: и обирают, златом и коней, и волы, и стадо, и села похищают, берут много жита. Воистинне по писанному: пастырие ваши- волчцы быша, бывает ли от волка благословение святыня там же. стр 54
Социальные идеи Евфимия имеют далекие и широкие корни в крестьянской староверческой оппозиции, являются обобщением взглядом, представлений, настроений народных масса по своему существу, и по своим источникам – писанным и неписанным. Успех его в создании перекрещенской (бегунской, страннической) организации был все же ничтожно малым. 
Социальные идеи Евфимия имеют параллели в документах староверческого движения в этом регионе, относящихся к середине XVIII1 Клибанов стр 207
Воззвание Феодосии Васильева, последовавшее через два года спустя после поражения Крестьянской войны 1707-1709.Он обращался с письменным призывом: « Страх бо всех нас обдержати будет, аще не подвигнемся на мучение или на бегство. И вы, государи мои, любимицы христовы, потщитися вооружится на брань вражию, и на все козни его. И на все ухищрения». Феодосий Васильев взывал к бесстрашию и убеждал, что человека, который слушает и исполняет слово божие (как его проповедовал Феодосий), “не могут никакие беды, ни напасти поколебати» Феодосий не раскрыл, как это сделал Евфимий, что именно следует понимать под кознями и ухищрениями дьявола, которому звал противостоять. Минимум необходимых представлений о социальном зле, олицетворяемом дьяволом, имеются и у самых рядовых представителей среды, к которой обращался Феодосий.
Ни Феодосий Васильев, ни Евфимий, ни многие другие идеологи религиозной оппозиции XVIII никого не обнадеживали обещанием чуда, они призывали всех и каждого, избыть «вавилонского пленения», каких бы это не стоило жертв. Тех, кто следовал их призыву, они снабжали – это известно еще по источникам второй половины XVIII – путешественниками, т. е указателями дорог, уводивших в леса, пустыни, горы, с обозначением промежуточных станции и перечнем лиц, к которым следовало обратиться за помощью.Клибанов стр 212

Духовные христиане
Записка, поданная духоборцами Екатеринославской губернии в 1791 году губернатору Каховскому.1 Клибанов стр 229
Записка представляет собой вероизложение духовного христианства. Обнимающего весь круг его религиозного учения, этических и социально-политических воззрений.1 там же,стр231
Сделать « все разумное» действительным» значило для них утвердить человека в полноте человеческого достоинства, в благородной свободе, правомочной и обязывающей. Скажем это словами Киевской рукописи: « жить и водиться любви духом к богу, добротам его, на все деяния и услуги в жизнь, всякому в повиновении, покорности и в страхе господни, паче же ходить между собой в братолюбии. В дружелюбии, услужливости и др… Поклоняясь богу друг в друге, яко есмы начаток созданием его, и есмы между всеми твореньи в мире живоначертанное рукою господне… изображение, образ бога на земле.там же, стр238
Санкционировалась лишь та собственность, которая создавалась истинно собственными трудами и руками нашими и без обиды ближнему, строго по заповеди Господней Адаму в поте лица и с ядением в пыли куска хлеба.1там же,стр239
Стр. 246-248.борьба двух родов людей – каинова и авелева, проходящая сквозь всю истории рода человеческого и достигшую в их время апогея. Недаром они предвидели наступление дня, когда « соделается мир, яко горн огнен, яко пещь, горящая во тьме». Ибо люди каинова рода, не знающие бога, «бесстрашны, самовластны, на вся злая скоро бегут, один другого пожирающи, угнетающи, теснящи ..», « во большее обогащение или во оскудение плодятся у них всякаго родов хитростей, лукавства. Притворства, лицемерия, несправедливости, обмана, клеветы, поношения, суждения одного перед другим. Грызения между собою, отнимающее один из рук другого раздорствуя, случается и до орудий драка…»Соделался бы ад на земле преждевременно, рвутся и теперь к тому злые» «когда бы …не учредили на них благословенного в злом мире средства власти царской, правительств, начал удерживающих, вяжущих злость их» институт власти необходим из-за произвола каинова рода и служит средством предотвращения гибели рода человеческого, «Господь поставил власти, да злые не пожрут людей его между оными в смирении по стопам божиим ходить обрекшихся, и священное божеско слово велит покориться повинуться всяко власти мира» Но не только устранить произвола сильных неспособна государственная власть, она оказалась неспособной и в том, в чем оправдывала свою необходимость: «Царей законы истинно злости злых истребить не сильны; они токмо удерживают из свершающихся публично наружу вырвавшуюся малейшую часть ея» поскольку необходимость института государственной власти вызывалась разделением рода человеческого на род каинов и авелей. Постольку снятие этой изначальной и продолжающейся оппозиции автоматически снимало надобность в аппарате государственного принуждения. Вот каково оно общество «благородной свободы» : « в чьем сердце полуденном свете взойдет Солнце вечное правды, луна и звезды губят свет само. Истинно ненужно для чад божиих царей власти и никакие человеческие власти. Не страха бо ради их бегут они от зла, но возродиться бы им в душах благом вечным: все попечение их жить как Христос господь заповедал» Следует ссылка на пятую, шестую и седьмую главы Евангелия от Матфея, т. е где изложена Нагорная заповедь. После чего: « На что тому суды, кто сам ввек не хощет обидеть никого? А ныне : « Господь бо и искупитель их дает им дух святый их, творящий в них новое сердце, имеющее свободную волю в деяниях всех царских потреб по плоти, и к деяниям всех богоугодных дел по духу без всякаго принуждения. Итак, праведнику никакой закон не положен,т.е. закон принудительный, ни божеский, ни царский»»
И это придает формальный характер призванию духовными христианами государственной власти. Они признают ее лишь по велению собственной доброй воли и при условии, что законы и действия власти богоугодны. Но, безусловно, духовные христиане признают закон, направленный против беззаконников, т.е. все действия государственной власти, направленные на удержание каинова рода, покуда он существует.

Последние записи