Как написать бизнес-план?

Бизнес-план необходим начинающим предпринимателям, желающим получить субсидию. Начинать написание бизнес-плана следует с анализа информации о выбранном виде деятельности. Надо понимать, кого вы видите своими клиентами, каковы будут заработки, почему клиенты пойдут именно к вам и прочее.

Хорошо, если объем написанного бизнес-плана уместиться в 20 страниц. Это увеличит ваши шансы на субсидию. В этой статье мы предложим приблизительное содержание бизнес-плана.

1. Резюме

Этот раздел должен содержать в себе цель представленного бизнес-плана. Должна быть описана потребность в финансах для реализации задуманного дела, указаны конкретные суммы. Здесь же опишите суть бизнеса и то, на каких клиентов вы рассчитываете. Постарайтесь привести веские доводы о том, что именно должно вызывать доверие к вашему делу.

Короче говоря, бизнес-план обычно начинается с выводов, хотя и пишутся они в самую последнюю очередь. Постарайтесь, чтоб этот раздел занял не более двух страниц. Поскольку большая часть инвесторов будет читать именно эту часть, то резюме должно быть самостоятельным рекламным документом.

2. Цели и задачи

Раздел целей и задач включает в себя анализ предлагаемой бизнес-идеи. Также в нем должны быть представлены главные направления и цели деятельности и характеристика выбранной отрасли промышленности.

Бизнес-план призван отражать цели будущего предприятия. При помощи ситуационного анализа вы сможете наглядно оценить перспективность вашей идеи. Рассмотрите сильные и слабые стороны вашей идеи, поделив их по следующим категориям:

  • организационная (есть или нет собственное или арендованное помещение, какая организационно правовая форма выбрана);
  • маркетинговая (местоположение офиса, особенности сегмента рынка, отличие товара от конкурентного);
  • техническая (состояние производственных фондов);
  • финансовая (наличие средств на реализацию проекта);
  • кадровая (наличие необходимых навыков и знаний у предпринимателя).

На слабые и сильные стороны предприниматель сможет оказать влияние в будущем. Иначе дело обстоит с возможностями и угрозами. Описывая их, стоит учесть следующие факторы:

  • наличие поддержки со стороны государства;
  • политическая среда;
  • технологическая среда;
  • демографическая среда;
  • социально-культурная среда.

Проанализировав свою идею на сегодняшний день и оценив возможности в будущем, вы можете приступать к формулировке целей и задач. В первую очередь вам необходимо определить, какой именно вид бизнеса вы планируете вести, а затем определить реально достижимые цели. Указанные вами цели очерчивают круг интересов вашего бизнеса.

Далее необходимо указать пути достижения этих целей, а именно сформулировать стратегию и оперативные планы. Формулируя направления деятельности, не забудьте сфокусировать внимание на главном, но при этом оставить простор для роста.

В этом разделе необходимо указать нечто, чтобы видимо отличало вас от ваших конкурентов. Должно быть отражено то, как вы видите свой бизнес в будущем, к чему вы и ваши работники должны в идеале стремиться. Не забывайте о реальности поставленных целей.

3. Продукт (услуга)

Как следует из названия раздела, в нем описывается непосредственно сам продукт или услуга. Дайте подробное и четкое описание продуктов или услуг, предлагаемых вами. Если аналогов вашего продукта на рынке еще нет, то укажите способ его применения. Описание продукта должно быть понятно любому человеку, поэтому избегайте употребления профессионального жаргона.

Опишите необходимые для производства этого продукта технологии и квалификации, требуемые лицензии и патентные права. Хорошо будет, если вы подчеркнете уникальность вашего продукта по сравнению с другими. Возможно, он производится по новой технологии или значительно дешевле аналогов.

4. Анализ рынка

Этот раздел, скорее всего, окажется самым сложным для написания. Ведь именно здесь вам предстоит убедить потенциального инвестора в том, что рынок для вашего товара существует. Необходимо включить в свой план и анализ того сегмента рынка, к которому относится ваш продукт. Проведите анализ по следующим параметрам:

  • сегмент рынка, его размер, возможный рост;
  • покупатели, состав клиентуры;
  • сильные и слабые стороны конкурентов;
  • влияние конкуренции;
  • оценочная доля на рынке.

Проведенный анализ позволит вам говорить о количестве клиентов в месяц, оценить реальный объем продаж и перспективы вашего развития.

5. План маркетинга

Составьте маркетинговый план. Учтите в нем ценообразование, методы стимулирования продаж и схема распространения товара.

В этом разделе вы должны привести убедительные причины, почему клиенты будет приобретать ваш товар. Приведите здесь все подробности того, как будет достигнут предполагаемый объем сбыта.

Уделите внимание ценообразованию. Помните, что цена товара должна быть выше своей себестоимости, обеспечивать максимальную прибыль и определяться возможностями рынка. Таким образом, для правильного определения цены товара недостаточно только рассчитать его себестоимость.

6. План производства

В этом разделе надо указать предположительное расположение помещений, требуемое оборудование. Опишите, какие вы видите источники поставки материалов и оборудования, предполагаете ли использование субподрядчиков.

В общем, опишите здесь все производственные процессы, которые будут иметь место в вашей организации. Необходимо также указать, как будет производиться контроль качества вашей продукции и основными элементами, входящими потом в стоимость готового продукта.

7. Управленческий персонал

В этом разделе надо описать состав и количество персонала вашего предприятия.

8. Источники и объем требуемых финансовых средств и ресурсов

В бизнес-плане обязательно должен быть раздел, в котором вы укажете требуемые затраты, откуда вы планируете получить эти деньги и когда вернуть.

9. Основные пункты финансового плана и оценка риска

Опишите, предполагаемый объем продаж, прибыли и прочее. Не забудьте учесть риск и указать пути для его избежания.

10. Бюджет предприятия

Финансовый план содержит в себе прогноз объемов продаж, оценку прибыли и убытков. Также в этом разделе должен быть анализ движения наличности и годовую балансовую ведомость.

При грамотно составленном бизнес-плане ваше предприятие может достичь больших успехов, потому что вы всегда будете знать, с какими проблемами и трудностями вам придется столкнуться, к чему вы всегда сможете подготовиться заблаговременно.