Как использовать правило «золотого сечения» в фотографии?

kak-ispolzovat-pravilo-zolotogo-secheniya-v-fotografii

Людям, далеким от фотоискусства, кажется, что в этом нет ничего сложного и для этого не обязательно учиться. На самом деле, казалось бы, запечатлел кадр из жизни и все. Не тут-то было! Фотограф сродни художнику, он должен выбрать интересный сюжет и снять его так, чтобы привлечь внимание зрителей. Например, если расположить главные объекты в центре кадра, то снимок получится неинтересным и невыразительным. Настоящий мастер должен решить ряд сложных задач: выбрать расположение сюжета, фона, главного и второстепенных объектов и т.д. И главное, чтобы все детали снимка гармонично взаимодействовали друг с другом, и ни одна из них не выпадала из общего сюжета. Решить проблему расположения объектов на снимке поможет правило «золотого сечения», выведенное математиками, оно объясняет, как сделать изображение наиболее эффективным для восприятия.

Правило третей или правило «золотого сечения» было выведено еще древними математиками Евклидом и Пифагором. Было замечено без каких-либо приборов, что наш глаз, глядя на изображение, фиксирует центральную часть, которая составляет 1/9 от его площади. Интересно, что взгляд двигается слева направо, затем наискосок вниз и налево, потом снова направо (похоже на букву Z). В эпоху Возрождения это правило с успехом начали использовать живописцы, а в наши дни – фотографы. Правило «золотого сечения» является базовым и по праву занимает одно из главных мест среди основ построения композиции.

Самое главное, правило «золотого сечения» не требует никаких особых навыков и приспособлений, не обязательно все вымерять по линейке. Достаточно мысленно вертикальными и горизонтальными линиями поделить изображение на 9 равных частей. Получившиеся четыре точки пересечения в центре и являются определяющими.

Человек всегда обращает внимание именно на эти точки, это не зависит от размера кадра или картины. Если сюжет довольно скучный (например, корабль, дрейфующий в море), то, поместив главный объект в одну из этих точек, Вы сделаете свой снимок интереснее. Какие-либо горизонтальные объекты (мост, линия горизонта и т.д.) в сюжете лучше совмещать с одной из наших воображаемых линий. В том случае, когда линия горизонта делит изображение на две части (при съемке отражений), ее следует помещать в центре кадра. Следует учитывать, что без веских на то оснований не стоит располагать линию горизонта под углом или по диагонали.

Более двух объектов в вашем сюжете делают задачу их расположения намного сложнее. В этом случае можно порекомендовать поместить объекты в расположенных по диагонали точках пересечения воображаемых линий. Например, плывущие навстречу корабль и лодку стоит расположить в кадре подальше друг от друга, так как наше восприятие будет стремиться их приблизить. Стоит заметить, что европейцы в основной своей массе склонны приписывать более высокую скорость объекту, двигающемуся слева направо. Если объекты двигаются друг от друга, важно не упустить их из кадра.

Все знают, что динамичный сюжет автоматически делает снимок удачным. С помощью правила «золотого сечения» можно сделать динамику выразительнее. Кружение опавшей листвы может пройти вдоль одной из линий и пересечь одну или две точки, и успех обеспечен. Помните, что в искусстве не бывает строгих правил и слишком точный расчет в снимке может оттолкнуть зрителей своей сухостью. Поэтому не страшно, если Ваши объекты не будут расположены геометрически четко вдоль линий или в точках «золотого сечения». Главное, чтобы работы нравились Вам и зрителям. А правила созданы для того, чтобы помочь Вам в поисках своего стиля.