Для чего нужны СМИ?

Для чего нужны СМИ, какую роль играют средства массовой информации для современного общества, что было бы, если бы не было журналистов? Вы никогда не задавались этим и вопросами? Между тем, влияние, которое оказывают газеты, журнал и интернет, нельзя недооценивать.

Откуда вы узнаете о том, что модно в нынешнем сезоне? Откуда черпаете новости об актуальных событиях в мире? Не по телевизору ли вам навязывают, что данный порошок самый лучший, или они придут к вам? Представьте на минуту, что СМИ исчезнет из нашей жизни. Наступит информационная пустота.

Роль масс-медиа во все времена была одной – удовлетворение потребностей общества в информации. Прозорливые лидеры со временем сделали СМИ инструментом для управления людьми. Но всему – свое время.

Немного истории

Если обратиться к древности, в качестве источника информации выступал сам человек. Люди что-либо рассказывали друг другу, младшим соплеменникам. Таким образом складывались легенды, передаваемые из поколения в поколение. Те, кто освоил наскальную живопись, запечатлевали события на каменных стенах. Раскопки археологов свидетельствуют о хрониках в жизни древнего человека. С помощью рисунков изображалась удачная охота или иное происшествие.

Шаманы, колдуны и оракулы стали первыми, кто наносил информацию на пергаментную бумагу или глиняные дощечки. Датой зарождения газетного дела можно считать V век до нашей эры. Именно в ту пору в великой Римской Империи стали выпускаться первые газеты. Более удобные, отдаленно напоминающие современные газеты, источники стали распространяться в эпоху Цезаря, то есть в 60й год до нашей эры. Параллельно с этим в Азии стали выпускаться еженедельники в виде рукописной информации.

Знаковым в истории развития СМИ стал 1440 год, когда изобретатель Гуттенберг решил внедрить печать с помощью подвижных штампованных букв. Самой первой газетой принято считать «Все новости» («Niewe Tydingen»), выпускавшуюся в Бельгии в 1605 году.

 

Подчинение средств массовой информации правительству наблюдается в течение всего развития журналистского дела. Именно руководство общества решало, какую информацию следует преподнести гражданам. Самостоятельные издания, а также авторов, труды которых шли вразрез с навязываемой политикой, преследовались и были подвержены гонению. Инакомыслие и бунтарство во все времена пресекалось на корню.

Большой вклад в изменения масс-медиа внесло развитие товарно-денежных отношений. Средства массовой информации стали великолепным плацдармом для рекламы. С развитием общества претерпевали изменения и СМИ, появлялись издания политического уклона. Именно XX стал переломным в разделении прессы на элитарную и «желтую».

XXI век по праву считается веком именно информационных технологий. Свобода слова и широкие возможности сделали средства массовой информации вестником общественного мнения. Не стоит пренебрегать тем фактом, что государство во всем мире играет большую роль в давлении на современную прессу. Но, по большому счету, грамотным политикам теперь приходится считаться с силой слова и влиянием информационных изданий на общество. Цель современных СМИ – выражение общественного мнения без навязывания мнения и идеологий. Так ли это?

Электронные, телевизионные и печатные СМИ

Стоит признать, что современные источники информации в электронном виде все больше вытесняют печатные издания. Гаджеты, плотно вошедшие в нашу жизнь, приучили следить за новостями и черпать требуемые знания из интернета.

Электронные издания постепенно вытеснят совсем периодические журналы и газеты. Востребованными на бумажном носителе останутся узкопрофильные издания: медицинские вестники, периодика специальностей со схемами, специфическими изображениями,  хобби (например, с выкройками). К тому же тактильно гораздо приятнее черпать информацию с бумажных страниц.

 

Сегодняшние СМИ – мощнейший инструмент, влияющий на сознание, эмоции и мнение людей. Востребованность журналов, газет, телепередач зависит от формы подачи, творческого подхода, авторского вклада. Любое донесение информации сопровождается проецированием через призму зрения сценариста, журналиста или публициста.

Новые телевизионные технологии также плотно вошли в нашу жизнь, конкурируя с радио и печатными изданиями. Тут важно учитывать целевую аудитории канала или телепрограммы. Часть телеканалов совмещает в себе интересы большей части населения, часть имеют узкую специфику, например посвященные только здоровью и спорту, домашним хитростям (кулинария, интерьер, шитье и вязание), большую популярность имеют политические и новостные каналы.

С течением времени, со свободой слова возникло множество периодических СМИ, до наших дней дожили лишь самые востребованные и авторитетные. Средства массовой информации сегодня присутствуют во всех сферах жизнедеятельности и оказывают огромное влияние. Рассмотрим основные направления.

Зачем нужны СМИ в сфере туризма

Роль периодики в электронном и печатном виде здесь несет основополагающую роль. Порядка 90% туристов обращаются к интернету, чтобы почерпнуть информацию о месте отдыха, отзывах, удобному маршруту. С помощью всемирной паутины туристические агентства могут продвинуть свои услуги и охватить больший сегмент клиентов. Влияние на популярность тех или иных стран имеет политическая и военная обстановка в государстве. СМИ могут привлечь или, наоборот, отпугнуть аудиторию от покупки путевки.

Зачем нужны СМИ в сфере строительства и архитектуры

СМИ разного вида (телепрограммы, журналы, газеты, электронные издания) повествуют читателю о новостях в мире строительства, публикуют проекты, советы, пособия по самостоятельному внедрению той или иной технологии, рассказывает об истории развития архитектуры разных стран. Масс-медиа в данном случае носит информационный и рекомендательный характер.

Зачем нужны СМИ в сфере здоровья и спорта

Журналистские и писательские труды данной сферы несут пропагандистский характер. В силах СМИ склонить большинство читателей или зрителей бросить курить, начать бегать по утрам, или же  начать принимать чудо-таблетки для похудения из Тайланда. Сила средств массовой информации в этой сфере чрезвычайно велика.

Зачем нужны СМИ в сфере ухода за домом, семьей и кулинарии

Одними из самых излюбленных программ, печатных изданий и интернет-ресурсов являются труды по уходу за домом, отношениями, воспитанием детей, правильным и здоровым питанием. Опубликуйте заметку, что какая-нибудь звезда готовит рыбу по такому-то рецепту, и он приобретет в глазах хозяек особую ценность. СМИ могут, как создать авторитет, так и развенчать.

Зачем нужны СМИ в сфере политики

Самой важной сферой влияния средств массовой информации является публикация новостей, как мировых, так и региональных. Здесь многие каналы, электронные и печатные издания преследуют множество целей.

СМИ в политике нужны, чтобы раскрывать правду и не давать государствам агрессорам дезинформировать граждан третьими странами. Внутри государства средства массовой информации дают гражданам ту информацию, которая не позволит сеять хаос, узнать об истинном положении дел. То есть журналистика позволяет управлять людьми.

Часто люди, которые следят за политикой, не доверяют телевизору, поэтому многие перешли следить за новостями в интернет. Актуальные новости в режиме онлайн позволяют следить за хрониками и происшествиями.

Erho